Ислам – религия, придающая огромное значение единству. Она даёт ясно понять, что все люди – потомки одного отца и образуют единую семью, все члены которой обладают определёнными правами. Единство исламской общины – одна из целей шариата. Чем обширнее и прочнее будет единство мусульман, тем более совершенным образом воплотится цель, ради которой был создан человек: поклонение Всевышнему Аллаху. Одной же из целей поклонения Аллаху является социальная гармония и благополучие.
Шариатских текстов, призывающих мусульман к единству, – огромное множество. В Коране и в изречениях пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, много говорится о том, что Умма должна быть калина. К примеру, «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет нам Свои знамения, – быть может, вы последуете прямым путём. Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими. Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» – Коран, 3: 102-105.
«Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» – Коран, 49: 10.
На укрепление связи мусульман друг с другом направлены все столпы ислама: шахада, намаз, закат, пост и хадж. Намаз – это основа в поклонении Аллаху. Все мусульмане, несмотря на различие происхождения, языка, цвета кожи, менталитета… совершают его одинаково, что подчёркивает их единство. К тому же, обязательный намаз совершается коллективно, когда мусульмане несколько раз в день встречаются в мечети и выстаивают молитву плечом к плечу. Закат предписан, чтобы обеспеченные мусульмане поддерживали малоимущих, укрепляя связь между ними. Пост ставит обеспеченных мусульман на место нуждающихся, временно уравнивая их и также призывая к взаимоподдержке. Хадж объединяет мусульман всей планеты, одевая их в одинаковые одежды – два куска ткани – и подчёркивая их равенство перед Всевышним Аллахом.
Таким образом, единство исламской Уммы – это важная цель шариата, к претворению в жизнь которой должны стремиться все мусульмане, независимо от их происхождения и статуса.
К сожалению, многие вещи, которые ещё несколько десятков лет назад были совершенно естественными, сейчас уже ставятся под сомнение. Сюда относится и общепринятое ранее уважение к старшим по возрасту людям. Если раньше мусульманское общество особенно выделялось именно этим — что мусульмане всегда почитали старших по возрасту людей, то сейчас кое-кому из молодёжи уже приходится объяснять необходимость этого. Почему же для верующего так важно уважение к старшим людям?
Уважение к старшим по возрасту (равно как снисхождение и доброта к младшим) должны быть отличительным признаком верующего, поскольку такова Сунна Пророка (Мир ему и Благословение Всевышнего ):
Передаётся, что однажды Пророк (Мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
«Не из нас (не из нашей общины) тот, кто не почтителен к старшим».
В другой версии этого хадиса сказано:
«Тот, кто не уважает старших, не проявляет милосердия к младшим и не признает право ученых, не из нас» (Ахмад, Хаким и другие).
Ещё в одном хадисе сказано:
«Только лицемер (неискренний, притворный верующий) пренебрегает тремя людьми: обладателем седины, обладателем знаний и справедливым имамом (руководителем общины)» (ат-Табарани).
Такое поведение — уважение к старшим по возрасту, естественно даже с точки зрения человеческой логики. Старый человек прожил длинную жизнь, во время которой он успел совершить много достойных поступков: работал на благо своего общества, создал семью и вырастил детей, у него много житейской мудрости и жизненного опыта.
Более того, пожилые люди заслуживают не только уважения, но и сострадания, поскольку вместе с возрастом (а особенно после тяжёлого многолетнего труда) приходят и болезни, ухудшается слух и зрение, трудно бывает ходить и стоять, носить тяжести. А верующего человека более, чем кого-либо ещё, должно отличать сострадание к другому человеку.
Мы ,как духовное управление, настоятельно призываем как к уважению и почтению старших людей, так и к взаимному уважению по отношению друг к другу!
В наше время, когда число различных идеологий и течений увеличилось и разделились взгляды и убеждения мусульман, многие из них впали в замешательство, не зная, что делать и кого им слушать.? Нет никаких сомнений в том, что эти испытания являются частью замысла Всевышнего Аллаха, который посредством них проверяет Своих рабов. И об этом предвещал пророк (мир ему и благословение Всевышнего), сказавший: «Поистине, тот из вас, кто проживёт долго, увидит множество разногласий!» (Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42). Кто-то по милости Аллаха знает, как следует поступать в подобных ситуациях, а кто-то, не зная, впадает в заблуждение, которое зачастую способствует даже оставлению Ислама, да упасёт нас от этого Аллах! Мусульмане впали в разногласия, воюют друг с другом и обвиняют друг друга в неверии, забыв о том, что разногласие является причиной их слабости, как сказал это Всевышний Аллах:«Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил!» (аль-Анфаль 8: 46). Тут крайне необходимо отметить, что если какое-либо духовное управление или лицо представляющее духовенство совершает действие приводящее к расколу которое порождает фитну, то и ответственность целиком и полностью за эти действия лежит на этом духовном управлении или на этом лице!
В Священном Коране Всевышний говорит: «Воистину мечети принадлежат Аллаху и поклоняйтесь одному Аллаху» (Сура Джинны аят 18).
Многие из нас забывают об адабах – этике поведения во время пребывания в мечети. Мечети – дома Аллаха. Отправляющийся в мечеть, идёт к Всевышнему. И конечно, этот визит особенный. И когда мы идём в мечеть, мы являемся гостями Всевышнего. Действительно, существование на земле мечетей – великое благо и счастье. В хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего ) говорит: «Если вы видите человека, привязанного к мечетям, который любит больше времени проводить в мечетях, свидетельствуйте, что у этого человека есть иман». И далее Пророк (мир ему и благословение Всевышнего ) читает аят, где Всевышний говорит: «Воистину мечети посещают те, кто уверовал в Аллаха и в Судный день». Среди почестей, которым Всевышний наделяет таких людей, это вселение в их души особого блаженства, спокойствия, ощущения счастья уже в этом мире. Человек, который привык проводить время в мечетях, испытывает чувства, которые он не может передать словами. Воистину мечети – это дома Аллаха, и они должны быть открыты для всех, независимо от того являются ли люди прихожанами той или иной мечети, не должно быть делений на Муфтияты, или разного рода предпочтений. Наша цель объединять мусульман, ведь сила уммы пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) в её единстве! Мы настоятельно призываем не уподобляться тем, кто вносит раздор и фитну среди мусульман.
Мы все просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он уберёг нас всех от смуты и просим простить наши грехи!